Пятиклассник
Сережа – отличник. Но к доске учителя вызывают его крайне редко: жалеют. Потому
что умный и начитанный мальчик, оставаясь один на один с аудиторией, зажимается,
краснеет и не может выдавить из себя ни слова. Можно ли ему как-то помочь?
Страх
выступления перед аудиторией – явление распространенное среди людей всех
возрастов и любого социального статуса. Правда, есть счастливчики, которые не
просто легко с этим чувством справляются, но даже получают удовольствие от
прилива адреналина. Но их, увы, немного. Для остальных зажаться от ужаса – еще
не самый плохой из возможных вариантов: кто-то ведь, наоборот, расслабляется до
«медвежьей болезни».
Так что
первый шаг на пути преодоления страха – признать: «Я боюсь, и это нормально».
Еще лучше – сделать это вслух. Ведь для окружающих ваши страдания все равно
очевидны. Так что вполне можно объяснить при случае: «Когда стою перед классом
(аудиторией, залом и т. п.), совершенно теряюсь, в горле пересыхает. Мне проще
написать ответ, чем произнести вслух».
Чего же мы боимся?
Чаще всего – оценки окружающих. Вдруг скажешь что-то
не то, и тебя засмеют, уличат в незнании? Еще бывает страх агрессии со стороны
аудитории (одноклассников, учителя): что начнут задавать каверзные вопросы и
тем самым опозорят.
Хорошая новость для всех таких страдальцев: поскольку
подобные переживания знакомы многим, вопрос изучен, и методы преодоления
разработаны. Понятно, что для самого скорого и эффективного результата
желательно обратиться за помощью к специалистам. Но родители и сами могут
помочь своим стеснительным детям, если будут знать азы психологии. Итак, за
дело!
10 шагов к успеху
Шаг 1
Первое проявление страха –
перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией,
сделайте простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох
и медленный выдох.
Шаг 2
Найдите точку опоры. Плотно прижмите
ступни к полу – почувствуйте твердую почву под ногами.
Шаг 3
Почему-то очень часто человеку,
который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот
не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде
чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайтесь, наоборот,
напрячься изо всех сил: сожмите кулаки, почувствуйте напряжение во всех мышцах.
И только потом можно максимально расслабиться.
Шаг 4
Обычно перед выступлением
стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать
себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я
собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И
сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика,
это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной
задаче.
Шаг 5
Надо все-таки знать то, о чем
собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут
спросить. А то бывают случаи, когда к психологу приходят подростки и жалуются:
«Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не
готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и
унизительно.
Шаг 7
К слову о домашней подготовке –
совет родителям: если хотите помочь ребенку, не жалейте времени и сил на то,
чтобы устраивать семейные чтения. А еще лучше – организовать домашний театр.
Понятно, что дети должны принимать во всем этом самое активное участие: много
читать вслух в присутствии всех домочадцев, исполнять главные роли в семейных
постановках.
Шаг 8
Иногда психологи советуют
неуверенному в себе оратору обесценить аудиторию. То есть, например,
представить, что все слушатели сидят на горшках. Но мы против того, чтобы
самоутверждаться за чужой счет. Лучше подумайте о том, что вы готовились к
этому выступлению, знаете не только суть вопроса, но и много сопутствующих
фактов. А большинство слушателей – нет. Не переоценивайте требовательность
аудитории.
Шаг 9
Бывает, что причина страха у
младшего школьника не в том, что он стесняется одноклас-сников, а в негативной
реакции на учителя. Но докопаться до этого можно, лишь участливо и
доброжелательно расспросив ребенка о том, что именно он чувствует во время
ответа. А вот фразы «Да чего тут бояться?!», «Как тебе не стыдно – ты уже
большой!» – под запретом.
Шаг 10
Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает
выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не
останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно
обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать
по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудьте при этом четко и громко
назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени
невольно завораживает любого человека любого возраста.
«Поле уверенности»
Так психологи называют сильную сторону человека, которую
можно использовать для борьбы со страхом перед публичными выступлениями. У
каждого такое поле – свое. Кто-то знает намного больше собравшихся, а значит,
его рассказ будет, как минимум, информативным, а как максимум – интересным.
Кто-то может призвать на помощь свое обаяние и чувство юмора, использовать в
выступлении острое словцо. А кто-то вообще обладает даром красноречия, просто
дару этому надо позволить проявиться – для этого используйте любую возможность
выступить.
Как говорится, клин клином вышибают.
Гримасы ужаса
На утреннике в детском саду 6-летний Саша вдруг
отказался выходить на сцену. Забился
в угол и на все уговоры молча улыбался во весь рот. Папа эту улыбку воспринял
как издевательство и впал в ярость. Но ведь Саша гримасничал от ужаса. А еще,
испугавшись, дошкольники таращат глаза или закрывают их ладошками. Или лицо
делается совершенно безучастным. Что делать родителям?
·
Не ругайте и
не заставляйте: не хочет выступать – не надо. Все поймут.
·
Дома
попросите ребенка нарисовать свой страх: это снимет напряжение, успокоит.
·
Почаще
хвалите за любое творчество.
|