Стимулы учебной деятельности
Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем школьникам.
У детей безусловен острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, связано с тем, что они уже знают.
Новое, абсолютно не связанное с тем, что уже знакомо детям, непонятно им. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. На какую потребность при этом опирается педагог? На их природную любознательность, желание все знать.
Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Действительно, смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, поиск своего места и утверждение в обществе. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Не случайно школьники проявляют больший интерес к той информации, которая помогает им решить жизненные проблемы.
Противоречивость материала тоже стимул. Когда человек сталкивается с противоречием, со взаимоисключающими сведениями о каком-то предмете, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
В то же время при целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи: они всегда укрепляют веру школьника, да и любого человека, в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание преодолевать все большие трудности. И действительно, учебная работа школьников оказывается плодотворной и успешной. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.
Результат применения педагогических техник – хорошо организованный труд учителя и учеников, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Педагог-психолог ГБОУ школы-интерната №1 г. Ейска
Кукса Инна Владимировна
|